Стремительная цифровизация в жизни общества вызывает ряд споров о пользе данного процесса, в том числе в такой важной отрасли, как образование.
С одной стороны, выделяют возможность учиться в удобное время и в удобном темпе «без отрыва» от другой деятельности, интерактивность и адаптивность учебных материалов. С другой стороны отмечают плохую усваиваемость и запоминание в процессе обучения, более слабый контроль за процессом со стороны преподавателя.
Поэтому ряд крупных учёных и университетов проводят исследования в области цифровизации образования. Японские ученые при содействии студентов провели эксперимент в области запоминания и усвоения информации. Вопреки распространенному мнению о том, что цифровые инструменты повышают эффективность, добровольцы, которые использовали бумагу, выполняли задачу примерно на 25% быстрее.
В ходе исследования часть добровольцев использовала традиционные бумажные блокноты и ручки, другая использовала смартфоны и планшеты с сенсорным вводом для конспектирования расписания занятий. Через час после перерыва и смены обстановки было произведено анкетирование по ранее озвученному расписанию и заполнение календаря занятий. В результате участники, использовавшие бумажный дневник, заполнили календарь примерно за 11 минут. Пользователям планшетов потребовалось 14 минут, а пользователям смартфонов - около 16 минут. Замеры МРТ также показали различную активность мозга при выполнении задания лицами, использовавшими «аналоговые» и «цифровые» методы.
По итогам исследования запоминание информации при использовании «аналоговых методов» оказалось эффективнее, но «цифровизация» не исчерпала своих резервов для развития и взаимодействия с человеком и его памятью.